Бизнес  ->  Недвижимость  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Жилища

Проблема этнической истории своего края, изучения народного быта одна из наиболее мало исследованных вопросов историографии.

Краткий анализ источников и историографии позволяет сделать вывод о целесообразности и необходимости изучения культурного развития современной деревни. Также важность и актуальность изучения данной темы связана и определяется задачами, стоящими перед школой. Значение работ, посвященных этнической истории своего края помогают глубже понять сегодняшние проблемы на основе анализа недавнего прошлого, способствуют воссозданию полной и достоверной истории современной деревни.

Работа по данной теме велась по этапам: выявление источников, изучение их; составление опросника, сбор материала, систематизация и обобщение. Собирая материал по данной теме, я использовала: воспоминания наших односельчан, материалы из Купинского архива, периодическую печать «Маяк Кулунды» и «Советская Сибирь».

Социально-пространственная картина села

Жилыми местностями на Руси были город, пригород, посад, слобода, село, сельцо, починок. Образование общественных поселений произошло тогда, когда народ осознал и укрепился в мысли, что действую массой, он скорее может защититься против неприятеля. Сила народа выражается единством духа, единством мысли и умением противодействовать нападению. В этом случае известная масса, состоящая из силы и дружно живущих родственников, принимала все средства к тому, чтобы оградить себя от разного рода нападения. Семьи увеличивались, согласие развивалось во имя общей безопасности.

Семья тогда семья, когда у неё есть дом. Благополучие семьи люди всегда связывали с обликом жилища и старались его защитить. Как правило, ограждали тыном, загородками разного рода, вообще преградами, которые были бы недоступны людям и защищали бы от нападения зверей.

Жизненные интересы заставляли обитателей устраивать свои жилища друг около друга – так образовывались погосты, поселки, деревни, займища, села.

Сибирская деревня Что мы видим? Бескрайние просторы, околки, загоревшие лица и натруженные руки. Что мы слышим? Стук топора, визг пилы, скрип телеги.

В основном, процесс образования сибирских сел начался в начале XX века. Стартом стали указы, изданные осенью 1906 года и воплотившееся в законы к 1911 году. Именно в этот период, начался процесс заселения земель села Медякова. На территории села выделяются следующие группы населения: «рассейцы», «украинцы» и «белорусы».

Жительница села Дорошенко Екатерина Ивановна вспоминает «Приехали мы в Сибирь из деревни Паричи в 1906 году. Земли, где начали осваиваться принадлежали помещику Медякову, который жил в Багане. Братьев Федоса и Николая Королевых привлекла необыкновенная красота края: большое озеро, много лозы, большой березовый лес, обилие грибов, ягод. Место для строительства жилья Королев Федос выбрал на берегу озера.

Так прожили год. На следующий год (1907) приехало еще 15 семей и образовалось село. В честь хозяина этих земель назвали его Медяково»

Родительский дом начало начал Он жив пока живы мы, пока мы его помним и чтим.

А что же такое дом? Это место, где мы спим, храним вещи, продукты или это храм для каждого из членов семьи, где свои обычаи, традиции, семейные альбомы, воспоминания, расшитые скатерти и рушники, которые готовила себе в приданное покойная бабушка?

Дом на Руси имел большое значение. «Дом не велик, да лежать не велит»; «Дом вести, не усами трясти»; «Дома не в гостях: посидев не уйдёшь». Дом – это труд, забота и хозяина и хозяйки. Вести дом – значит, поддерживать уют и порядок, управлять, продолжать дело своих предков, а также вести свой род.

В народной культуре дом – это средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единство семьи и рода. Дом противопоставлен миру как пространство закрытое, защищающее. Недаром говорят: «Мой дом – моя крепость». И в народных сказках, и в детских играх человек, зверёк, букашка укрываются в домике и его порог враги уже переступить не могут.

Как построить дом?

Построить так, чтобы всем жилось в нем покойно и сытно. Это совсем не просто. Самое главное – выбрать место для строительства нового дома. Хорошо, если на старом, обжитом подворье (где жили еще батьки) можно взвести новое жильё. А если нет – многое надо учесть и оценить.

В старину тщательно относились к выбору места для поселения. Не ставили дом, там, где была дорога или переулок, где была баня или капала капель, где случалось какое-нибудь несчастье. Не ставили дома на «спорном» участке и не дай Бог вблизи кладбища.

Наши предки очень тщательно готовились к закладке дома.

Никогда дом не начинали строить в високосный год. Закладывали дом и готовили материал в новолуние. Не начинали строить дом во время поста и в понедельник. В моем селе строили дома из местного материала: камыша, березы, самана, в 60-70 годы из шлака. Это были дома - пластянки и дома - топтанки.

«Первыми жилищами – рассказывает Екатерина Ивановна, – были большие длинные землянки-пластянки, покрытые пластом, почти вросшие наполовину в землю, чтобы зимой было теплее. Внутренность их состояла из одной общей комнаты и сенец.

Для дома выбирали хорошее лобное место. Вокруг предполагаемого строения должна быть плодородная почва, водоем: для посадки овощей. Дом должен быть не обособленным, не нарушать общего порядка улицы. В моем селе строили дома - топтанки и дома – пластянки. Улицы «Ударник» и «Пролетарская» застраивались медленно – здесь в основном частные «старые» дома – топтанки».

Как строили такие дома? На мой вопрос ответила Русинович Мария Ивановна.

«Для строительства расчищали место, метили – забивали по периметру колышки, готовили опалубку: с двух сторон ставили доски, щиты, между ними набивали солому, камыш, заливали раствором: глина с водой. Люди топтали стены. Поэтому и дом называли «топтанка». Построить такой дом было не сложно и без особых мастеров, лишь бы помощники были.

Дом хозяева ремонтировали, обихаживали сами каждое лето.

Дом топтанка

В центре дома ставили печь. Её делал мастер-печник. Она обязательно «смотрела» в окно. Топили её дровами, соломой, кизяками.

Вся мебель в доме была деревянной: кровати, диван, стулья, стол. Для маленьких детей делали деревянную тележку на деревянных колесах, люльки которые подвешивали на крюк к потолку. В доме был сундук, подвесной умывальник, самовар, и другая утварь.

На окна и под иконы вешали самотканые рушники, их вышивали выбивали, белили.

Поодаль «ставили» сараи, кладовку-амбар, колодец, погреб. В амбаре – зерно, сало. В погребе – соленья, картофель, брюква, редька и т. п. Сараи и кладовки делали из лозы, которую обмазывали беляком, белили.

Из лозы же плели срубы колодцев. Она придавала воде особый вкус, аромат.

Усадьбу обносили плетнем – из лозы и тонких ветвей осины плели его. »

Плетень

Мое село имеет форму круга, так как все приехавшие люди строились вокруг озера. В 1909 году приехало еще 40 семей переселенцев из центральных районов Белоруссии и Украины. В 20-е годы в село прибывают учителя на ликвидацию неграмотности. Первоначально их селят в дома раскулаченных жителей нашего села. В 40-е годы стали прибывать беженцы и переселенцы. В основном это были жители Ленинграда и Калмыкии. Их расселяли по квартирам, потом они начали строить землянки по улице Молодежной, в прошлом Калмыцкой. В 50-е годы жители села начали строить дома из самана. Внутренность их состояла из двух комнат, сенец и кладовой.

Вот что рассказала мне моя бабушка Броневец П. Ф. :

«Мы строили саманный дом в 1957 году. Саман делали сами. В некоторых местах, возле околков, была крепкая, белая глина - беляк.

В местах, где располагался беляк делали замес (смешивали воду и беляк). Мужчины возили на подводах глину и закладывали её в формы размером 30 на 60. в этих формах саман засыхал в течение месяца. Строили раньше без фундамента, саман выкладывали на землю. Ложили в 1, 5 саманины :

1 ряд 2 ряд

Затем делали обвязку из берёзовых брусьев по стене и ложили матицу, которая делила дом на две части. Для этого использовали берёзовые жерди. Материал для жердей выбирали знающие люди. Для этого годились молодые высокие берёзы. Жерди делили на 2части и ложили на матицу плоской стороной. После этого подводили крышу. Ставили стропила и крыли крышу, обычно пластом. Пласт резали в лесу. Выбирали такое место (обычно у водоёма), где пласт был мягким и легким. Пласт подавали снизу крыльщикам, которые укладывали пласты так, чтобы последующий перекрывал предыдущий. Чтобы обмазать глиной дом, в селах, обычно, собирали помощь. Родственники, друзья, соседи и просто односельчане собирались в выходной день к новоселам и за несколько часов дружной работы обмазывали стены и потолок дома изнутри и снаружи. Работа сопровождалась шутками, смехом. В конце работы, обычно, бросали хозяина в замес, чтобы «отмылся» угощениями. Угощения готовили люди постарше – тетушки, бабушки. Окончив работу, уходили домой, чтобы помыться и переодеться в праздничную одежду. Вечером, после коров, снова собирались в тот двор, где работали. Хозяева старались как можно лучше угостить работников. А гости не скупились на доброе слово и пожелания хозяевам на доброе житьё в новом доме. И долго слышны были песни и звуки гармони.

Подготовка к строительству дома

Хаты строились из двух комнат. Полы обычно были земляные, их раз в неделю просто мазали глиной с навозом. Стены белили известью. В первой комнате большую часть занимала «русская печь». Печь – это место, где большую часть времени проводили дети: грелись после улицы, играли, спали, слушали сказки. Печь – это место, где после тяжелой работы «грел» свои косточки хозяин. Это самое теплое, уютное место в доме. К печи прилегали полати. В передней комнате стоял большой стол, за которым собиралась вся семья. Это для каждого человека было святое место, потому что он стоял под образами святых. Здесь нельзя было ссориться, громко говорить, оскорблять кого- либо. Некоторые хозяйки украшали свои комнаты по-своему: сажей рисовали рисунки на печи, на стенах вместо ковра, а занавесками служили собственноручно связанные крючком или выбитые на машинке шторы. Вокруг дома из земли или глины делали завалинку, на которой любили вечерами посидеть старики.

На новое жилье нельзя было переходить в пост и особенно в тот день, в который отмечалось Благовещение. Лучше всего было обживать новую хату в новолуние или на Семенов день, который отмечали 14 сентября. Чтобы хорошо жилось в новом доме выполняли некоторые обряды. Обязательно приглашали из старого дома на житьё домового. «Хозяин Батюшко, пойдем с нами» - приговаривала хозяйка и ставила в новом доме хлеб, соль на стол. Хозяин говорил: «Прошу к нам на новожитье. Милости просим!. » Первой в новый дом впускали кошку-горюшку, чтобы на её голову пришла беда.

По древним традициям дом старались оберечь знаками - символами, заговорами, молитвами. В первый день Нового года оберегали дом молитвами.

В Крещение дом оберегали меловыми крестами или угольками, окропляли святой водой, а в чистый четверг чистили огнем - свечой, принесенной из церкви.

Шло время, люди обустраивали свою жизнь, стремились сделать её интересной и насыщенной, этому способствовали меры правительства, направленные на улучшение жизни населения. Бурно шло массовое строительство жилья. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще бесплатно получали от государства не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные квартиры.

За 1960-1964 годы в нашем селе выросли дома по улице Молодежной. Руководил строительными работами прораб Басов Г. Н. Дома крыли черепицей, в строительстве использовали в основном местный материал: камышитовые щиты обмазывали беляком, белили стены, отопление в них оставалось печным.

В 1964-1965 годах строительными бригадами руководили прорабы Макаров и Лосев. Возводили двухэтажные здания – жилые 8-ми квартирные дома, кирпичные, крытые шифером, благоустроенные с централизованным отоплением. В 1964 году началось строительство новых полублагоустроенных домов по улице Черемушки.

В 1967 году на территории села Медяково началось строительство распределительной электроподстанции. Работами руководил бывший мастер Спасского участка. Это решение было продиктовано объективными условиями. Местные маленькие электростанции, которые были расположены в селе, не могли в полной мере обеспечить электроэнергией жителей. Нужна была мощная подстанция, которая обеспечивала бы электроэнергией не только наше село, но и окрестные села: Метелево, Новоселье, Благовещенка, пос. Советский.

Параллельно для работников этой сферы начали возводить 3-х комнатные дома, с электроотоплением.

Дом подстанции

В конце 70-х – вначале 80-х годов было возведено два дома по улице Пролетарской и два дома по улице Ударник. Дома по улице ударник были построены для многодетной семьи Русинович Ивана Захаровича, где воспитывалось семеро детей, из них три брата «тройняшки» - Павел, Юрий, Валерий. За время службы «тройняшек» дома были построены, и братья сыграли свадьбы после возвращения из рядов СА.

Дом Русинович Ивана Захаровича

В апреле 1985 года новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активация «человеческого фактора». Вследствие этого Съезд Народных Депутатов утверждает некоторые реформы на селе, а именно возрождение малых деревень. В селе Медяково была создана бригада 11/43, которая возводила общественные и жилые помещения. Была запланирована следующая работа: построить кошары в деревне Украинка, коровник в селе Камышино, детский сад в поселке Советский и жилые дома по улице Черемушки в селе Медяково.

В течение 1985-1987 годов было возведено 5 благоустроенных домов. Дома строили из плит, крыши крыли шифером. Все отделочные работы производили сами жильцы, которым были распределены эти квартиры. Одна из квартир, с достроенной дополнительной комнатой была предоставлена многодетной семье Охотникова Петра Николаевича, где воспитывалось шестеро детей.

Дом из плит

Внутренность этих домов состояла их 3-х комнат, ванной комнаты, туалета, просторной веранды и кладовой. Надворные постройки: сарай, гараж, и обязательно баню, строили из кирпича или плит.

Дом, сооруженный руками хозяина, воплощает идею рода. Родительское подворье было дорогим и желанным наследством. Дом как бы воспроизводит картину мира: 4 стороны дома обращены к четырём сторонам, а фундамент, стены и крыша соответствует 3-ем уровням Вселенной (преисподняя, земля, небо. ).

Родительский дом, начало начал

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)