Развлечения  ->  Психологические тесты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Влияние фильмов жанра боевик на психологию подростков

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации и фильмов жанра боевик на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации и фильмов на сегодняшний день занимает телевиденье. Если в конце 70-х вначале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевиденье прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевиденье вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий. Но с появлением этих технологий на экране стали появляться жестокость и насилие. Подросткам стали нравиться не герои 70-х и 80-х годов, а железные беспощадные монстры, которые способны только убивать.

Актуальность темы и проблема. Уровень преступности в мире растёт с каждым днём. Участились случаи, когда в преступление участвуют подростки. Это в основном грабежи, разбойные нападения, квартирные кражи, угон транспортных средств. Сейчас подростковая преступность отличается особой жестокостью, цинизмом. Более половины преступлений относятся к тяжким и особо тяжким: убийства, изнасилования. В основе этого лежат определённые причины и условия: социальные проблемы, как пьянство, бедность родителей, влияние американских боевиков на ещё не сформировавшуюся психику молодых ребят. Эта проблема не только России, но и всего мира. В России по-прежнему не достаточно внимания уделяют этой проблеме. Нет качественной социально-психологической и педагогической работы в учебных заведениях с детьми из категории группы риска. В большинстве районов и городов нет чёткого механизма воздействия и взаимного информирования органов социальной защиты населения, органов по делам молодёжи, органов опеки и попечительства, образования, здравоохранения, внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, по вопросам профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Большинство преступлений напоминают сюжеты из фильмов жанра боевик. Подросток с нарушенной психикой: груб и очень раздражителен. Такие подростки стараются подражать своим кумирам из фильмов. Часто всё заканчивается трагично, как для подростков, так и для не в чём неповинных людей. Да как же тогда бороться и противостоять этой большой проблеме?

Рассмотрим влияние фильмов жанра боевик на агрессию у подростков. Для этого сначала разберёмся в психологическом состоянии подростка, уточним, какую категорию людей мы будем считать подростками, а так же выясним, что такое агрессия?

Взаимосвязь психического развития подростка с условиями жизни и воспитания

В процессе возникновения человека биологическая эволюция прекращается. При переходе от обезьяны к человеку исчезают инстинктивные формы поведения, всё поведение человека становится приобретённым. Наука о психическом развитии ребёнка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века.

Для начала нужно разобраться с понятием детство. Детство-этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь . Детство-период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремлённость. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества, ранее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

Теперь разберёмся с понятием детской психологии. Существует много различных определений детской психологии, у каждого психолога есть своё личное представление по этому поводу. Детская психология возникает с простого описания симптомов возникновения и дальнейшего развития различных психологических процессов у детей. Одни психологи считают, что детская психология-это одна из фундаментальных психологических дисциплин, поскольку она исследует возникновение, становление и основные этапы развития деятельности, сознания и личности в детский период жизни, а они, как известно, являются главными составляющими человеческой психики . Другие же считают, что детская психология-это отрасль психологии, посвящённая исследованию закономерностей психического развития ребёнка . А совсем иные считают, что детская психология-это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому . Так Д. Б. Эльконин образно говорил, что психология-это химия психики, а детская психология - скорее физика, так как она имеет дело с более крупными и определённым образом организованными ”телами” психики . А И. М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ни чем иным, как наукой о происхождении и развитии психических процессов. Л. С. Выготский выдвинул гипотезу, в которой говорилось о том, что сознание человека имеет системное и смысловое строение-обобщение, системное строение сознания - структура отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т. д. ), при котором на данной стадии развития какой-нибудь процесс занимает определённое место . Высшие и конечные формы психического развития ребёнка вовсе не даны изначально, а только заданны, т. е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы. В процессе освоения ребёнок постепенно овладевает содержанием, присущим идеальной форме. Усвоение является всеобщей формой психического развития детей. Психическое развитие происходит в обучении организованном регулированием процесса взаимодействия ребёнка с той идеальной формой, которую он должен достичь. Психическое развитие ребёнка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов. Физиологической основой изменения психики ребёнка является развитие его нервной системы, развитие высшей нервной деятельности. Ход психического развития ребёнка, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Точкой отсчёта для систематических исследований психологии ребёнка служит книга немецкого учёного-дарвиниста Вильгельма Прейера “Душа ребёнка”. Вильгельм Прейер считается основателем детской психологии . В этой области работали такие всемирно известные учёные, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Левин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерев, Д. М. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др. Типично детскими психологами были Л. С. Выготский, А. Валлон, Д. Б. Эльконин .

Телевиденье в наибольшей степени влияет на психику ребёнка. Залив экран патоками крови, нашпиговав кино и телепродукцию сценами насилия, сделав из смерти шоу, перемежающееся рекламой жвачек и сникерсов, мы вынуждаем детей отгораживаться от жизни, обрастать коркой равнодушия и цинизма. А когда война прекращает быть виртуальной реальностью, ужасаемся безжалостности малолетних “солдат”. Дети всё чаще втягиваются в военные конфликты, становятся кто жертвами, а кто соучастниками чудовищных преступлений . Во всём плохом, что происходит с детьми, виноваты взрослые. Утро наших детей, во многих домах, проходящее под звуки телевизора, начинается с телеоскорблений, с показа драк и убийств. И все так красочно, динамично, крупным планом. Оторванные конечности, окровавленные тела. Есть чему поучиться, есть что позаимствовать. И они, наши дети, учатся, прильнув к экранам. А потом умело применяют полученные знания на практике. В Чечне, Дагестане. Далее везде? Детская психика более лабильна, чем взрослая, поэтому ребенок быстрее перестроиться. Вместе с тем она и наиболее хрупкая. Так что родители должны быть готовы к психологическим последствиям у детей. Специалисты предупреждают: психологические последствия могут проявиться и через 6-7 месяцев. Поэтому родителям и близким очень важно внимательно следить за поведением детей и не отказываться от помощи психологов. Здесь могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенности. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребёнку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. Психологически обоснованная помощь должна состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще. Психологическое время личности- способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем –важнейшее позитивное образование развивающейся личности, обеспечивающее её полноценное существование.

Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирования различных типов деятельности ребёнка. Основными экспериментальными стратегиями являются поперечные исследования, когда анализируется динамика развития одного и того же психического процесса одновременно у детей разных возрастных групп, и продольные, когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей на протяжении длительного времени.

В детской психологии постулируется, что решающее значение в психическом развитии детей имеет усвоение ими исторически сложившихся форм человеческой деятельности, происходящее на основе постепенно созревающих природных анатомо-физиологических особенностей организма и нервной системы ребёнка. При овладении ребёнком каждым видом деятельности, отражающим те или иные аспекты общественного опыта, происходит постепенное свёртывание внешней деятельности: от внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных. Каждый возрастной период имеет специфические задачи развития, в решении которых формируются те или иные деятельности.

Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых проанализированы проблемы, связанные с детской психологией. Работы И. С. Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще - и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из главных форм психологии.

Психическое развитие детей является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. Гезел: “Развитие не простая функция, а самообуславливающийся процесс, поскольку развитие – приспособление ребёнка к окружающей социальной среде, т. е. адаптация”. Детское развитие – процесс качественных преобразований, сопровождающийся переломами, скачками. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии – это загадки развития, которые учёным ещё предстоит разгадать. Развитие эмоционального контроля может идти разными путями. Эмоции, прежде всего, социально контролируемые, такие, как сексуальные переживания, гнев и страх, влияют и на поведение. Любая эмоция, способная привести к асоциальному или аморальному поведению, потенциально опасна для индивида тем, что такого рода поведение подвергается общественному порицанию или даже наказанию. Адаптация к подобной угрозе может принимать либо здоровую, либо нездоровую форму. Одна из форм, названная Фрейдом механизмом изоляции, - это утрата способности испытывать сильные чувства, обусловливающая рассудочно холодное отношение к эмоциональным ситуациям. Другой способ воспрепятствовать появлению опасных эмоций и импульсов – вообще избегать эмоционально насыщенной ситуации. Пример тому – фобии. Более здоровая форма адаптации заключается в том, чтобы со всей полнотой переживать эмоциональные ситуации и в дальнейшем использовать полученный опыт, для формирования социально значимых ценностей.

Рассмотрим методы детской психологии

Борьба двух основных тенденций:

1. Феноменологического описания процессов развития психики ребёнка, их симптомов.

2. Исследование внутренних закономерностей, которые лежат за этими симптомами.

Сначала появились наблюдения психологов за собственными детьми, оформляемые в виде записей и дневников. Затем стали создавать научные учреждения, где этот метод стал основным.

Стратегия наблюдения имеет немало отрицательных черт. Но главное – она чрезвычайно трудоёмка. Но есть и достоинства: перед нами развёртывается конкретная жизнь отдельного ребёнка, которую можно сравнивать с другими конкретными наблюдениями и делать соответствующие выводы.

Метод специальных проб оказался эффективным и экономным и нашёл своё применение. Его суть – определённый психический процесс замерялся в различных его состояниях у большого количества испытуемых. Данные замеров обрабатывались, выводились средние показатели и появлялись отдельные точки, соотносимые с возрастами. В последующем, стратегия срезов была соединена со способами лонгтюдного исследования .

Стратегия: постепенное наблюдение плюс экспериментальное исследование. Прослеживались индивидуальные истории развития подростков, которые сопоставлялись друг с другом . Это позволило находить некоторые общие закономерности психического развития детей.

Л. С. Выготский: возникновение новой, экспериментально-генетической стратегии исследования: в лабораторных условиях необходимо воссоздать некоторую модель развития определённых функций или способности Ребёнка, которыми он ранее не обладал .

Хороший пример применения метода интериорезации – исследования Леонтьевым процесса первичного формирования у человека тонального слуха как своеобразной сенсорной способности. В детской психологии наиболее перспективна экспериментально-генетическая стратегия исследования .

Влияние фильмов жанра боевик на психическое состояние подростков

Развитие технического прогресса общества породило чудо современной техники – телевиденье, самое популярное досуговое средство время препровождения подростков. Российское ТВ заполнено передачами, пропагандирующими агрессивные способы разрешения конфликтных ситуаций. Решение важной социальной проблемы – насильственной преступности несовершеннолетних невозможно без комплекса мер, направленных на снижения уровня агрессивности и тревожности всего нашего общества. Сегодня модно быть молодым. На молодых работает целая отрасль, целая индустрия, прежде всего шоу - бизнес, радио и телевиденье. “Под молодых” изменяется язык и способ общения, стилистика средств массовой информации. В каком-то смысле произошла экспансия молодых. Протяни руку и бери – вот формула молодёжной субкультуры. Это проявляется во всём: от выбора кумира и культовых групп и до усвоения определённых социальных установок. За ярким красочным фасадом молодёжной культуры скрывается неутешительная статистика. Растёт число Самоубийств, число насильственных преступлений против личности, совершаемых подростками. Что тому причина? Бедность? Страх перед войнами, глобальными катаклизмами? Или – это следствие полной урбанистической разобщённости молодёжи, её полного одиночества в обществе, пропагандистской деятельности средств массовой информации, популяризирующий криминальный стиль поведения?

По природе своего труда журналист, чтобы привлечь внимание к событию должен его заострить. Рассказ о благой акции, о позитивной деятельности конкретного человека имеет гораздо больше трудностей при прохождении на телевиденье, чем событие, связанное с разрушительными проявлениями. Именно электронные СМИ во многом определяют нравственный климат общества. Как никогда прежде, видна личная зависимость эмоционального и нравственного состояния каждого гражданина от информационных потоков. Это хорошо понимают во всём мире. Например, в США после 11 сентября 2001 года в числе множества других мер введена не гласная, жёсткая цензура – на телевидении, радио и в кино сроком на пол года. Решено не показывать больше жуткие кадры с горящими небоскрёбами. Перенесены или отменены премьеры фильмов, в которых прямо или косвенно речь идёт о терроризме, в фильмах вырезаются кадры с видами Всемирного торгового центра.

Человека нашего времени преследуют плохие новости. И дело не столько в общественно-политической ситуации, сколько в самих принципах работы фактами и подачи их с экрана телевидения. Работа российских средств массовой информации, вероятно, опирается на западную теорию журналистики, которая утверждает: новость – это то, что задевает человека за больное . По мнению 90% французов и такого же примерно числа немцев, бельгийцев и итальянцев, все беды с детьми происходят по вине голубого экрана, программы которого перенасыщены сценами насилия .

Европейское общество защиты детей подсчитало, что в фильмах и передачах по всем европейским каналам ежечасно показывают не менее двадцати убийств и кровавых злодеяний. Жорж Симеон в одном из своих телевизионных интервью, обсуждая проблему демонстрации сцен насилия, однажды заявил, что в телевизионных новостях можно увидеть смертей больше, чем во всех романах вместе взятых. Основными объектами изображения на экране телевизора становятся пограничные, криминальные или патологические обстоятельства: акты насилия, кровь, трупы

Телевиденье обладает удивительной магией. Создаваемый, как средство передачи информации на расстояние, он превратился в “диктатора” социальной нормы. Не телевизор показывает то, как живут люди, но люди живут так, как показывает телевизор. И эта норма, увы, заключается в следующем: человек – пустое место, есть и более интересные вещи

“Чёрная культура” так называет – это явление М. Л. Князев, оно возникло на стыке трёх источников: проблем, которые были выношены классическим искусством; форм, которые были изобретены авангардом; и специальных средств воздействия, созданных искусственно. Именно в точке соединения сложился особый, отдельный комплекс явлений “чёрной культуры”. Многие традиционные культуры ограничивают поведение человека, вводя, например, многонедельные посты или запреты на определённого рода еду, отношения, одежду или поступки. Через создаваемые ею формулы культура формирует гармонизированного, духовного человека и здоровый образ его жизни .

Человек становится самодостаточным, уравновешенным. Высокая культура работает в направлении трансформации потребностей низшего типа, животных, в более осмысленные, из которых главная – быть и оставаться человеком. Культура высвобождает человека из плена инстинктов и вожделений. Такой аскетический человек не подходит, по мнению М. Л. Князева, цивилизации машинного производства, он вступает с неё в глубокое противоречие . Другими словами, для современной индустрии нужен не человек, а “потребитель”, тревожная, постоянно чем-то неудовлетворённая личность, которая искала бы способы “заедания” духовной пустоты. “Чёрная культура” не просто массированно и безразлично тиражируют смерть – она обессмысливает жизнь .

Такая прицельная демонстрация ужасов и насилия приводит к кризису сочувствия: перейдя порог восприимчивости, подросток растрачивает природную сострадательность, в него закладывается тотальное безразличие к проявлениям зла. В нормальном стабильном обществе 30% составляют легко внушаемые личности, а 70% людей, соответственно, трудно. Когда людям, что называется, плохо – по любой причине, они “переходят’ в группу легко внушаемых. Наше население сейчас поразительно податливо. А со временем его податливость будет только возрастать, так как психиатры прогнозируют увеличение числа неврозов с каждым годом на 10% - 15%. Количество легко внушаемых может увеличиваться практически до 95%. Оставшиеся 5% - это те, которые ни за что не отойдут от своих принципов. Все остальные –легко поверят в совершенно нелепые фантазии. Уровень внушаемости человека определяют достаточно простым психофизиологическим методом.

Испытуемого сажают перед телевизором, на экране которого с большой скоростью мелькают картинки: сапоги, книги, деревья – все, что угодно. В это время через динамики произносятся название совсем других предметов: “люстра”, “очки”, “радио“ (также происходит и с фильмами). Через небольшой промежуток времени человек спрашивают, что же он видел. Легко внушаемый испытуемый уверенно поизносит: люстра, очки, радио.

На эту тенденцию накладывается вторая особенность массового сознания – конформизм. Конформизм, естественно, в научном понимании, это зависимость от мнения большинства. Здесь ситуация следующая: самостоятельным мышлением обладают 30% населения, а 70% - конформистским. Таким образом, мы имеем огромный процент легко внушаемых и не меньший процент полузависимых людей. Мы остановимся на вопросе о том, как средства визуальной коммуникации, прежде всего телевиденье, влияют на выбор стратегии поведения подростка. Особенно важно проанализировать некоторые тревожные тенденции в этой сфере. С нашей точки зрения назрела необходимость ставить вопрос об уголовно-правовой защите от информационного “цивилизованного” насилия, прежде всего несовершеннолетних. Данные криминологической науки свидетельствуют, что несовершеннолетний (как и достигший 18 лет) преступник, совершивший насильственные действия – это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, отчужденности от общественных ценностей. Жестокие нравы , их огрубление можно отнести к тем явлениям, которые постоянно питают преступления. Безнравственные поступки, обыденное хамство и грубость – порождение в том числе социально-экономических факторов, плохих условий жизни людей, их недостаточной материальной обеспеченности. Нельзя добиться гуманизации общества в условиях, когда доминируют грубость, недоверие, острое соперничество, вражда и напряженность между людьми. В результате частого показа на телевидении насильственных действий может сказываться на характере поведения подростков, на их мотивационной сфере.

Как известно из курса криминологии, самым криминальным временем является вечер пятницы. Этот отрезок времени телевизионщики называют “прайм”- тайм (от английского “прайм”- первый, главный, лучший; тайм-время) время, когда наибольшее количество телезрителей собираются у экранов. Анализ программы центральных программ, вещающих на всю страну, показывает, что на экране именно в это время чаще всего мелькают сцены насилия. Телевиденье ежедневно, ежечасно демонстрируют кровавые сцены (в среднем, каждые15, а вечером каждые 10 минут российский подросток имеет возможность наблюдать сцену насилия по телевиденью) и нет ничего удивительного, что подростки, наиболее восприимчивая публика, начинают воспроизводить увиденное в жизни. Естественно предложить, что, посмотрев замещенные на крови, стрельбе, агрессии фильмы, подросток будет “заряжен” их разрушительным потенциалом. Передачи на криминальные темы травмируют, могут, что называется, выбить из колеи и взрослого человека. По данным опроса: “Какие чувства чаще всего возникают у Вас после просмотра телевизионных программ на криминальную тему - про преступников, работу милиции?” распределились следующим образом:

. “Неуверенность в завтрашнем дне”-21%;

. “Страх перед преступностью”-19%;

. “Желание защитить себя”-17%;

. “Беспомощность”-13%;

. “Гордость за милицию”-5%;

. “Оптимизм”-3%;

. “Другое”–9%;

. “Затрудняюсь ответить”-13%. 6

По данным Л. С. Рубан за 1998г. , уровень собственной безопасности оценивался подростками чрезвычайно низко – только 5% уверены, что их личная безопасность в достаточной степени гарантируется. При этом милиции доверяют только 33%, соответственно, две трети не доверяют милиции, или затрудняются ответить. Подростковый возраст характеризуется появлением обострённого самолюбия, снижением порога фрустрации, обидчивостью,- объективно подросток оказывается потенциально предрасположенным к совершению агрессивных действий.

Содержание телепрограмм со сценами насилия крайне негативно влияют на поведение несовершеннолетних. Вероятно аддитивной формы поведения, может наблюдаться процесс “вхождения” человека в образ героя телепередачи, своего рода интеграция человека с машиной, отождествление себя с персонажем, например, Терминатором или Коном-разрушителем. В последнее время подростков с неустойчивой психикой становится больше, рост психических болезней за последние 10 лет увеличился в 1,5 раза.

Влияние телепередач на поведение подростков, особенно на поведение подростков с неустойчивой психикой, чревато повышением числа насильственных общественно опасных действий. В результате суммирования отрицательных социальных и психобиологических воздействий может возникнуть мнительно-тревожный тип личности, агрессивный или безразлично-агрессивный. Что сопровождается торможением нравственной, интеллектуальной, творческой активности человека. Влияние средств массовой информации и, прежде всего, телевидение на направленность личности подростка во многом определяется индивидуально-психологическими особенностями личности определённого возраста, пола, темперамента. Выделяя группы факторов, определяющих криминальный характер насильственных действий, большинство отечественных учёных подчёркивают, что деривация поведения наблюдается большей частью при невыраженных формах патологий и в них, обычно, находят отражение особенности отрицательного влияния микросреды. Свойства нервной системы, согласно научной теории Левитова, передаются по наследству, поэтому может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в сторону повышенной и слабоконтролируемой возбудимости, то есть человек может унаследовать повышенную чувствительность к влиянию из вне.

Телевидение способно влиять, прежде всего, на эмоциональную сферу: вызывать стресс или же, наоборот, снимать напряжение, стимулируя позитивные межличностные отношения, например, семейные. Телевидение оказывает на мотивацию, готовность действовать определённым образом: уважать или пренебрегать общественными нормами поведения.

В подростковом возрасте механизмы преодоления стресса носят динамический характер, обеспечивают развитие индивида, способствуют включению биологических и социальных факторов риска развития поведенческих, психосоматических и психических нарушений. Кризисный подростковый период “отличается значительным прорывом в психику подсознательных, трудно контролируемых или вовсе неподдающихся контролю импульсов”. Этому способствует утрата чувств безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов, порою нерациональных. В подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики противоправного поведения. Это такие качества, как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и её потенциалом, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции, делают попытки в самоопределении. Нужно формировать у детей потребность в другом человеке, они должны усвоить такие нормы и правила взаимодействия в обществе, которые позволяют при любых обстоятельствах аддитивного поведения в подростковом возрасте находить конструктивные формы взаимодействия с другим человеком. Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. Некоторыми исследователям высказывается предположение, что сцены насилия провоцируют подростков на совершение преступлений, а судей на вынесение более жёстких- мер уголовного – правового характера.

Если в 1990 году к уголовной ответственности было привлечено 58,4% несовершеннолетних участников преступлений, то в 1996 году – 74,9%, а по итогам 1998 года – 89,2%. Девяносто три процента несовершеннолетних осуждённых, содержащихся в колонии общего режима, имеют сроки, превышающие два года лишения свободы. То есть, краткосрочное лишение свободы (до одного года) в настоящее время практически не применяется. На страницах специальной литературы приводятся данные, согласно которым более половины несовершеннолетних правонарушителей (58%) приобрели антиобщественный опыт именно в колонии, 13%-в следственном изоляторе и лишь 9% - в воспитательном учреждении закрытого типа (специализированных школах и профессионально – технических училищах). Каждый второй (52,3% ) из числа освобождённых вновь совершает преступление, в связи с этим возникает закономерный вопрос, относительно содержательной стороны процесса отбывания наказания, который так и не завершился достижением обозначенных в законе ориентиров (ч. 2 ст. 43 УКРФ). Учитывая их среду обитания, а также податливость несовершеннолетних различного рода влиянию, в том числе негативного плана, нетрудно представить, какой социальный опыт преобладает в их сознании. Поэтому образовавшийся правовой вакуум заполняется преимущественно нормами такого содержания, которые вряд ли смогут содействовать достижению ориентиров уголовного закона. Не случайно применение наказания в виде лишения свободы на современном этапе, как правило, оказывается неэффективным, а порой даёт прямо противоположным, ожидаемому результату. Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно. Наказание, стойко ассоциируется с агрессией. Наказание способствует проявлению агрессивных действий за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств. Не будем забывать , что ужесточение закона не приводит к построению справедливого общества. Можно снизить возраст наступления уголовной ответственности, пересмотреть статью 20 УК РФ, изолировать большее число малолетних правонарушителей. Однако результатом изоляции подростка будет завершение формирования потенциального преступника. На снижение уровня агрессивности несовершеннолетних непосредственным образом оказывает влияние меры по воспитанию в духе уважения к интересам другой личности. Телевидение является самым популярным досуговым средством время препровождения, о чем свидетельствуют опросы подростков Москвы, проведенные студентами социологического факультета МГУ. Подростку некуда пойти, негде применить свои силы, реализовать способности, он остается один на один с телевизором, проблемами кризисного возраста. “Сегодня, когда нет денег на выплату зарплат, пенсий, пособий, мы не можем позволить себе тратить деньги на дополнительное образование детей. Открытие и содержание клубов, центров и секций - непростительная роскошь”, - так судя по всему, считают те, от кого зависит финансирование социальных молодёжных программ. Сегодня нет финансовых рычагов, которые смогли бы обеспечить занятость подростка в сфере производства товаров и услуг, в той мере, какая требуется для решения проблемы преступности. Специфические особенности, присущие несовершеннолетним, в известной степени, облегчают процесс социализации. Для подростка особенно важна оценка окружающих. В спортивных секциях, кружках и клубах, где не ставят отметок, где ребенок занят тем, что ему интересно, он добивается видимых результатов, чего с ним не происходит в классе.

Хотя причинами преступных действий и являются социальные, экономические, психологические факторы, но они отнюдь не определяют поведение на 100%, ибо каждый сам выбирает свой вариант выхода из сложившейся обстановки. Общество же ни в коем случаи не должно оставаться в стороне от рассматриваемой проблемы.

На основе нашего исследования можно увидеть, что большинство подростков предполагают, то, что фильмы жанра боевик оказывают влияние на психику. Многие считают, что просмотр таких фильмов – это пустая трата времени, но существуют и такие, кто считает, что это просто увлечение.

О проблеме “влияния фильмов жанра боевик” заговорили в слух, увидели её масштаб и оценили опасность во всём мире. Были проведены общественно-практические конференции с участием общественных организаций, властных структур, где эта проблема была озвучена и признана. Надо сказать, что признание проблемы далось не просто. Некоторые властные структуры упорно не хотели признавать, что проблема молодёжи действительно существует, что подростки собираются в группировки не только в силу особенностей возраста, что эти группировки имеют чёткую криминогенную направленность, и процесс этот управляется и контролируется организованной преступностью. Сегодня, на первый взгляд, она стала менее заметной, но на самом деле процесс стал более скрытым и глубоким, криминальные ценности прочно вошли в сознание подростков и стали для многих школьников нормой жизни. Если в классе у большинства ребят ворованные мобильные телефоны, то остальные воспринимают это как обыденность.

Проблема эта требует решения на государственном уровне. Единственный выход – это оздоровление общества в целом. Основа здорового общества – здоровая семья. Поэтому сегодня особенно важно всячески пропагандировать и ставить во главу угла государственной политики семейные ценности как альтернативу криминальным ценностям. Особое внимание необходимо уделить обычной средней семье, каких большинство. Именно такая семья составляет основу нашего общества и главный резерв его оздоровления.

Психология реализует ряд проектов, главная цель которых – пропаганда семейных ценностей и социально одобряемого образа жизни:

➢ “Родительская школа”, цель которой – помощь в укреплении семьи, родительски – детских отношениях, повышение родительской компетенции.

➢ Психологическое сопровождение старшеклассников. Цель – сформировать мотивацию подростков на самопознание и саморазвитие; помочь детям лучше узнать себя, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно реализовать себя в поведении и деятельности.

➢ Профориентационная программа для подростков “Кем быть?”, цель которых оказать психологическую поддержку подросткам в ситуации выбора профессии, активизировать процесс осознанного выбора профессии.

➢ Просветительская работа в СМИ, лекции в школах, где активно ведётся пропаганда семейных ценностей.

Цитата: ”Моральное здоровье нации важней всего. Влияние боевиков и триллеров в России очень заметно из-за огромных географических пространств”

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)