Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Исследование русской народной сказки

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Такие разные сказки

Что это такое сказка? Волшебный рассказ о вымышленных событиях. Сказки рассказывают детям. Сказка нужна, чтобы научить ребенка в семье правилам и устоям, по которым живет общество. Чтобы показать как нужно и как не нужно. Сказка закладывает в ребенка главные ценности, передаваемые его народом из уст в уста в течение многих поколений. Эти ценности заложены и в его родителях, которым в детстве читали те же сказки, и в его предках. Сказка это способ передачи во времени культуры, обычаев, тайных знаний. В сказке, как в многослойном пироге перемешиваются эпохи, и мы находим отголоски и древнейших страхов и более современных правил поведения. Таким образом, информационная составляющая сказки колоссальна. Внимательно читая, задаваясь вопросами и ища ответы на них, мы многое можем узнать о наших предках, об их законах, желаниях, страхах, об их быте и верованиях. А, значит, мы можем многое узнать о себе, перенять у многих поколений наших предков их жизненный опыт. То, что они рассказывают нам сквозь толщу столетий и тысячелетий голосами наших мам и пап.

Я очень люблю сказки. С самого раннего детства я помню, как мама читала мне русские народные сказки про Курочку Рябу и Колобка, про Волка и семерых козлят, про Снегурочку и Царевну-лягушку. Европейские сказки – Золушка, Белоснежка и семь гномов, Кот в сапогах. Сказки народов Ханты и Манси, Чукотские сказки. В разные времена, в разных странах и люди жили по-разному.

Слушая Чукотские сказки, я представлял заснеженную тундру, оленей, ищущих мох под настом, редкие стойбища. Люди в них хитрые, смелые и суровые. Чтобы найти себе невесту мужчина уходил в дальнее путешествие, чтобы найти других людей. Это мир простора, холода и одиночества. Мир, в котором солнце зажигает Великий ворон, юноша превращается в нерпу, а героям помогают лиса или мышь. В этом мире девушки такие же сильные как юноши, и порой сестра добывает невесту для брата.

Сказки народов Ханты и Манси наполнены буйными красками леса, тайги. Тайга в этих сказках – это некоторое магическое место, другой мир, куда уходят люди, чтобы получить новые знания, умения, новый опыт. И люди там живут красивые, сильные и справедливые. В этих сказках много юмора и мудрости. И старик может напугать злого, но глупого духа-менква берестяным носом, а маленькая горностайка научит как победить злого болотного духа Комполэна. Эти сказки учат миру, дружбе и справедливости.

Некоторые европейские сказки рассказывают о тяжелых временах средневековья, о голоде и нищете крестьян. О феодалах, которые забирают всю еду. В сказке «Мальчике с пальчик» отец отводит детей в лес, потому, что не может прокормить их. А страшному великану в сказке «Кот в сапогах» принадлежат все поля и посевы. Его замок ломится от еды, тогда как даже король рад зайцу, принесенному котом. Это сказка из тех времен, когда реальная власть была у баронов, когда крестьяне были вынуждены отдавать почти все, а сами голодали.

В русских народных сказках перемешаны многие эпохи и страны. В них мы можем найти отголоски древнейших славянских верований и обрядов, греческой и египетской мифологии, более поздние вкрапления европейских сюжетов. В каждом абзаце порой скрываются тайны и загадки. В них перемешаны фантазии и истории, в них можно найти эмоции, чувства и отношение народа к тому, что происходило в те или иные времена. Когда читаешь русские народные сказки, то и дело возникают вопросы, на которые очень интересно искать ответы. Стоит только начать читать сказку и вопросы так и сыплются как сушеный горошек. Почему Царевна – лягушка? Откуда у рябой курочки золотое яичко? Почему у Бабы Яги нога костяная? Как можно в одно ушко залезть и в другое вылезть? Почему, зачем, как? Голова кружится от обилия вопросов к разным сказкам. Возьмем одну из них.

Сказка о Финисте Ясном Соколе.

Заморская птица Финист Ясный Сокол

Кто такой Финист? Почему он Ясный Сокол? Кто такой Сокол?

Слово Финист походит на слово Феникс.

«Фе́никс — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

На Руси у феникса был аналог Жар-Птица.

В Египте феникс как символ солнечного начала, воскресения и бессмертия ассоциировался с богом Ра. Когда древние египтяне представляли солнце в облике птицы, его движение по небосводу в течение дня сравнивалось с полетом. Так, в Гелиополе, центре солнечного бога Атума, слившегося впоследствии с Ра, сложился миф о появлении светила в виде феникса. Феникс считался ба (душой, духовной силой) бога Ра. »

«Бог Солнца Ра также представлялся в образе человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Полет сокола символизировал смену времен года и череду дня и ночи.

Сокол птица быстрая, смелая и бесстрашная, поступки он способен совершать отважные и дерзкие. В славянской мифологии сокол является символом мужской богатырской красоты и отваги, это традиционный образ жениха в свадебном фольклоре. Соколом изображали языческого бога Рарога — духа огня, домашнего очага.

Сокол — это воин-герой, богатырь, и в первую очередь князь, стоящий во главе своей воинской дружины. »

Еще не успев начаться русская народная сказка в одном своем названии перемешала волшебную птицу из мифов Ассирии и древней Греции, египетского бога Ра с головой сокола и символом Феникса, и, наконец, образ жениха - славянского князя-богатыря.

Красавица девица, младшая сестрица

«Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки. Хотел старик нанять работницу — в хозяйстве помогать. Но меньшая дочь, Марьюшка, сказала:

— Не надо, батюшка, нанимать работницу, сама я буду хозяйство вести.

Ладно. Стала дочка Марьюшка хозяйство вести. Все-то она умеет, все-то у нее ладится. Любил отец Марьюшку: рад был, что такая умная да работящая дочка растет. Из себя-то Марьюшка красавица писаная. А сестры ее завидущие да жаднющие, из себя-то они некрасивые, а модницы-перемодницы — весь день сидят да белятся, да румянятся, да в обновки наряжаются, платья им — не платья, сапожки — не сапожки, платок — не платок.

Поехал отец на базар и спрашивает дочек:

— Что вам, дочки, купить, чем порадовать?

И говорят старшая и средняя дочки:

— Купи по полушалку, да такому, чтоб цветы покрупнее, золотом расписанные.

А Марьюшка стоит да молчит. Спрашивает ее отец:

— А что тебе, доченька, купить?

— Купи мне, батюшка, перышко Финиста — ясна сокола. »

Марьюшка девушка добрая и красивая, а сестры у нее некрасивые и с дурным характером. Сложно им будет выйти замуж. А ведь до сих пор существует поверье, что младшая сестра не должна выходить замуж раньше старших – иначе старшим сестрам и вовек не найти себе мужа. Понимает Марьюшка, что не дадут ей сёстры найти свое счастье и просит у отца привезти ей не платки да сапожки, а пёрышко Финиста Ясного Сокола. При этом она обладает, очевидно, неким тайным знанием – если у нее будет пёрышко, значит у нее будет власть и над его владельцем. В сказках именно третий ребенок часто обладает тайными знаниями, силами или предметами.

Находит отец пёрышко для Марьюшки «и явился ей молодец красоты неописанной», жданный ею жених. Заметили это сестры злые, рассказали отцу, а потом натыкали в раму острых ножей. Не смог попасть Финист Ясный Сокол к любимой девушке, всю грудь изрезал и улетел за тридевять земель, в тридесятое царство».

Башмаки железные да хлеба каменные

"Прощай, красная девица! Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три хлеба каменных изгложешь, чем найдешь меня, добра молодца".

Почему башмаки железные, посохи чугунные, хлеба каменные?

Тридесятое царство в народных сказках это потусторонний мир. Место, куда попадают люди после смерти. Человек странствует туда пешком и путь его очень далекий. Поэтому ему клали в могилу посох, на который он мог бы опираться, прочную обувь, которая с наступлением железного века становится железной, наконец, давали с собой, хлеб. Каменный хлеб по аналогии с чугунным посохом и железной обувью есть аналог имевшего здесь когда-то место обычного хлеба.

А еще башмаки, колпак и посох напоминают латы и оружие средневекового рыцаря.

Девушка отправляется в странствие.

Как у избушки выросли курьи ножки

«И вот выходит Марьюшка на поляну и видит: стоит избушка на курьих ножках — вертится»

Почему у избушки курьи ножки? Почему избушка вертится?

По одной из версий, куриные ноги — это «курные ножки». Так славяне называли пеньки, на которые ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках.

По другой версии - древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали тело умершего человека.

По третьей - курья ножка это развилка одной дороги на три. Избушка на курьей ножке— избушка, стоящая на развилке.

Саамский амбар

Есть еще одна любопытная версия возникновения избушки на курьих ножках. Были на Руси постройки, которые на столбах стояли и вращались. Это мельницы-«столбовки».

Они были распространены на Севере. Принцип устройства - мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили дополнительные столбы. Может такая, типичная для русского севера мельница-столбовка, и есть избушка на курьих ножках?

Интересное дополнение к этой информации: непременные атрибуты Бабы Яги – ступа с пестом и помело. «Ведьма в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает». Что такое помело?

Помело́ — пук мочала, тряпья, ветоши, хвороста или связка прутьев, насаженные на палку (помелище), инструмент предназначенный для обметания печного пода перед посадкой хлеба.

Большая ступа и пест используются для размалывания зерна.

Значит, Баба Яга зерно мелет, хлеб печет. А потом и героя кормит и угощает. В некоторых сказках царевич входит в избушку, а Яги еще нет. Тогда он находит накрытым стол и угощается без нее. Даже и сама избушка порой "пирогом подперта, блином крыта".

Вот Марьюшка и говорит избушке:

«— Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть».

Баба Яга Костяная нога

Может не такая уж и злая эта страшная старуха – Баба Яга.

Часто в сказках встречается эпизод, в котором Баба Яга похищает детей и стремится изжарить их в печи. Но, оказывается, это напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми. Ребенка символически сажали в теплую печь, а когда доставали, считалось, что он родился заново, но уже здоровым. Целью обряда было сжигание болезни, а сопровождался он приговорами типа: «Собачья старость, припекись в печи!», «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!». По сообщению из Пензенской губернии, «иногда ребенок родится слишком слабым и сухощавым. Такого младенца, который, по выражению народному, «не допекся в утробе матерней», старухи-знахарки «перепекают» в обыкновенной печке, чтобы сделать его полным и здоровым».

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах, знахарках. Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.

Обережная магия

Трижды встречается Марьюшке на пути домик Бабы Яги. И раз за разом все страшнее и страшнее девушке.

К первой избушке «шла она чистым полем, шла темным лесом, высокими горами. Птички веселыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса темные привечали. И никто не мог Марьюшку тронуть, волки серые, медведи, лисицы – все звери к ней сбегались. И вот выходит Марьюшка на поляну и видит: стоит избушка на курьих ножках – вертится.»

Пошла Марьюшка ко второй избушке. «Потемнел лес, страшно стало Марьюшке, боится и шагнуть. А лес стал еще темней. Пришла Марьюшка к избушке на курьих ножках. Вокруг тын, на кольях черепа и каждый череп огнем горит».

В темных местах живет Баба Яга. И избушка у нее такая, что и в кошмарном сне не привидится – тыном обнесена, а на кольях черепа.

Зачем черепа на кольях? Может злая Баба Яга съела всех и черепа повесила, чтоб напугать людей мимохожих?

Существовала в старину такая магия – обережная. Зашивали ребенку в шапку кротовью лапку – от сглаза, вешали в хлеву шкурку ласки, чтоб «отвлекала» она от девяти болезней, от лихорадки носили на шее обережный мешочек со змеиной кожей. И черепа тоже были оберегами – волчий череп ставили на пасеке, чтобы пчелы лучше роились и были защищены от дятлов и мышей. Заячий использовали как оберег от нечисти. На воротах вешали козлиные черепа – для защиты скота. Лапу медведя вешали во дворе, а голову на конюшню – от лихого домовика. Книга «Лечебник»: «Аще хощеши, чтобы скотина у тебя велас, и ты вноси во двор медвежию голову, и вкопай в землю среди двора». От волков принято было закапывать в дверях хлева голову собаки, загрызенную волками, или совершать обход с этой головой вокруг деревни, а после повесить ее на шест или на забор.

Самая страшная да темная избушка у третьей Бабы Яги.

«А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. А лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает. Идет Марьюшка, идет и назад не оглянется. Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа; каждый череп огнем горит»

Кони в древности

Если у средней Бабы Яги на колья были насажены просто черепа, то у последней Бабы Яги это черепа именно лошадиные. Чем же так выделялся конь и его череп среди всех других животных?

В древности конь был животным, связанным с культом Солнца. Самые различные народы приносили в жертву богу Солнца коней, нередко с колесницами. В греческих мифах Гелиос – Солнце каждое утро выезжает с востока на колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней. В древнеиндийской космографии огнедышащий вход в подземный мир на дне океана назывался Кобыльей Пастью. «Он[Аур-ва] выпустил огонь своего гнева в океан, где тот обратился в огромную лошадиную голову. И доныне в самом отдаленном конце океана, на страшной глубине таится Вадавамукха, Кобылья Пасть, поглощающая воды; это вселенский огонь, который вырвется наружу в час кончины мира и все уничтожит».

Согласно представлениям башкир, кони не поддаются чарам злых сил. Конский глаз способен видеть скрытое от человека. Поэтому коня вводили в дом, чтобы изгнать злых духов. По поверью, лошадиный череп оберегал хозяина и его имущество от дурного глаза, от всяких зол.

Так в мифах и сказках появляется страшный лошадиный череп. Культ коня и конского черепа, в котором якобы воплощен могущественный дух, играл существенную роль в первобытных обрядах различных народов. «Термин «конек» происходит от изображения лошади па коньковой слеге крыши дома. По-видимому, раньше на крышах домов укреплялись черепа лошади. Украшательское значение коньков деревенских домов, вышивок на одежде появилось позже, первоначален их охранительный смысл». Лошадиный череп, насаженный на выступающую вперед коньковую слегу иотпугивающий злых духов от древнерусского дома, это наш череп на шесте, древний и очень сильный оберег.

Кроме того, древние сказания об охоте на лошадей и их приручении, о том, как первобытные охотники убивали кобылиц, чтобы отловить жеребят, могли лечь в основу сказок об огненной кобылице, которая вытаптывает крестьянскую ниву, пока ее не укротит младший сын. Укрощенная кобылица рождает чудесного коня, отдавая его герою как выкуп за себя. Это очень походит на сюжет сказки Сивка Бурка.

9. Животные помощники.

Долгим, страшным и тяжелым был путь Марьюшки, но помогали ей друзья-животные. Кот и Собака. С давних времен живут они рядом с человеком. Кот не дает мышам сгрызть зерно и другие припасы. Собака служит верой и правдой – и жилье посторожит и бесстрашно на охоте на волка или даже медведя бросится.

« а навстречу кот. Прыгнул к Марьюшке и замурлыкал:

- Не бойся, Марьюшка, иди вперед. Будет еще страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся.

Потерся кот спинкой и был таков, а Марьюшка пошла дальше. »

Кошка — любимый персонаж народных сказок, пословиц и суеверий. На Руси домашняя кошка стоила дорого и могла служить ценным подарком, поскольку гарантировала защиту урожая от грызунов. Она была символом мира и благополучия в доме, защищающим дом от нечистой силы. Считалось также, что кошки могли проникать в потусторонний мир и общаться с духами.

«Глядь, собака бежит:

— Ав, ав, Марьюшка, не бойся, родная, иди. Будет еще страшнее, не оглядывайся.

Сказала и была такова»

Собака как божество существует в различных религиях. У египетского бога Анубиса, покровителя умерших, была головой дикой собаки Саб или черного шакала. Анубис-Саб считался судьёй богов. В греческой мифологии собака — это атрибут Гермеса, посланника богов, покровителя путников, проводника душ умерших. Кроме того, собака обладает способностями целителя и сопровождает бога медицины Асклепия. У майя собака, несущая факел, олицетворяет молнию. По чукотским поверьям, вход в потусторонний мир охраняют ездовые собаки. В древней мифологии славян в крылатую «собаку — птицу» мог воплощаться солнечный бог Семаргл, входивший в число семи божеств древнерусского пантеона. Семаргл символизировал Солнце летнего солнцестояния и считался охранителем посевов.

Многие народы отвели собаке роль посредника между живущими на земле и потусторонними силами. Убедившись в уникальной остроте органов обоняния собак, люди предполагали, что собаки могут видеть призраков и предугадывать приближение смерти человека.

Подарки диковины от Бабы Яги

«Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.

— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?

— Ищу, бабушка, Финиста—ясна сокола.

— О, красавица, долго тебе искать! Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе. Но я тебе помогу»

Три раза встретился Марьюшке на ее пути домик Бабы Яги. Помогли сестры Марьюшке, подарили ей диковинки «серебряное блюдечко и золотое яичко», «серебряные пяльцы, золотую иголочку», которая «сама будет вышивать серебром и золотом по малиновому бархату» да «серебряное донце, золотое веретенце», которое «само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая».

Что за подарки такие интересные? В конце сказки, царица тридесятого государства скажет Марьюшке: « - Давно я ищу работницу, но такую, которая могла бы прясть, ткать, вышивать». Непростые подарки дали Марьюшке, подарки – умения. Прежде чем выйти замуж, девушка должна была научиться прясть, шить, вышивать. Длинная дорога Марьюшки символизирует не только то, как далеко улетел её возлюбленный, но и ее взросление, подготовку к замужней жизни, обучение главным женским премудростям.

«Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла, а лес зашумел, загудел: поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли—да все на Марьюшку. И ви дит Марьюшка — бежит навстречу серый волк.

— Не горюй, — говорит он, — а садись на меня и не оглядывайся. »

Серый волк

Еще одно животное помогает Марьюшке. Не домашние друзья и защитники - зверь лесной и хищный, которого зачастую на Руси звали не иначе как «лютый», избегая называть его по имени, чтобы не накликать беду. Отсюда повелось название племени, тотемом которого был волк – лютичи. Волк был тотемом многих индоевропейских племен. Сплоченность волков в стаю, распределение функций внутри стаи («законы стаи») напоминали древним людям их собственный коллектив, что и вело к представлениям о родственной связи людей с волками. Волк часто помогает героям сказок, он считается пожирателем чертей, а встреча с волком в пути – добрая примета.

Вообще в славянской мифологии волк – существо, наделенное даром всеведения. Он и в русских народных сказках предстает если и не всеведущим, то искушенным в различных делах зверем. К тому же, по славянским поверьям, люди, обладающие даром сверхъестественного знания, могут превращаться в волков. Обращались в волков и славянские божества. Дажьбог – бог Солнца, превращался в большого хромого белого волка. Вещим серым волком оборачивался Велес – бог охоты, скотоводства, покровитель магических искусств, восходящих к охотницкой магии и оборотнечеству. Хорс – бог белого Света, обернувшись волком, закинул на небо рыжего вожака всех волков на небо и с тех пор волки воют на луну, вспоминая своего предводителя. Кроме волка мог Хорс предстать и в образе сокола.

Кто же вывез Марьюшку из леса темного и дремучего? Какое божество обернулось серым волком, чтобы доставить девушку к Финисту Ясному Соколу?

«Села Марьюшка на серого волка, и только ее и видели. Впереди степи широкие, луга бархатные, реки медовые, берега кисельные, горы в облака упираются. А Марьюшка скачет и скачет. И вот перед Марьюшкой хрустальный терем. Крыльцо резное, оконца узорчатые, а в оконце царица глядит»

Хрустальный терем

Из чего же был построен хрустальный терем?

Представление об огромной ценности хрусталя дошло к нам из глубокой древности. Считалось, что горный хрусталь или кварц исцелял от слепоты, старости, болезней и недугов. Хрусталь, кварц, встречается во многих мифах по всему миру. Стеклянная гора есть в немецких сказках. В русских сказках на хрустальной горе обитает змей. В Австралии кристаллы кварца принадлежат к самым важным магическим субстанциям, употребляемым шаманом, широко распространена связь кристаллов кварца с радужным змеем.

В одном американском мифе рассказывается о молодом человеке, которого избил его отец. Он почувствовал себя оскорбленным и решил умереть. "Он подошел к крутой скале; он влез наверх и сбросился, он остался невредим. Он пошел дальшеи вскоре увидел перед собой гору, которая блистала светом. Это была скала Наолакоа. Там постоянно шел дождь из горного хрусталя. Он взял четыре куска длиною в палец и всунул их в ряд в свои волосы. Он влез на верхушку, и его совсем покрыло горным хрусталем. Вскоре он заметил, что посредством горного хрусталя он приобрел способность летать. После этого он пролетел по всему миру".

Но где же взять столько хрусталя, чтобы построить из него терем? А лед так походит на хрусталь. И из него строят целые ледовые городки, когда приходит пора праздновать Новый Год. Может ли хрустальный терем быть построенным изо льда?

Богиня Марена

В славянском пантеоне богов есть богиня Марена (Маржана, Маара, Морана) – богиня зимы, покоя, ночи, природного сна, смерти и вечной жизни. Царствует Морана долгой холодной зимой, а весной бог грома и молнии Перун разит её своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает её в подземную темницу. По другой версии Великая Богиня Марена имеет на крайнем севере Ледяные Чертоги, в которых она отдыхает после своих зимних странствий. Тридесятое царство это потусторонний, в некоторых сказках подземный, мир, в котором, возможно, и живет три месяца в году богиня Марена в хрустальном тереме.

«Давно я ищу работницу, но такую, которая могла бы прясть, ткать, вышивать.

— Все это я могу делать.

— Тогда проходи и садись за работу. »

Вот и пригодились Марьюшкины диковины, подарки Бабы Яги. В некоторых версиях сказки Баба Яга говорит: « - Как станет тебе не нужен мой подарок, отдай кому-нибудь другому». Если чудесные подарки это образ умений и ремесел, то напутствие, которое дается с ними – умеешь сам, научи другого. Марьюшка не просто дарит царице волшебные подарки, она учит ее, передает свое мастерство. И настолько велико желание царицы обладать диковинами, научиться главным женским премудростям, что она готова пустить соперницу посмотреть на своего спящего мужа. Это говорит нам о большой ценности умений, навыков, ремесел в древнем мире.

И стали мы жить-поживать, да ума наживать

Разбудили Марьюшкины слёзы Финиста.

Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулся Финист — ясный сокол, осмотрелся и видит Марьюшку. Обнял ее, поцеловал:

— Неужели это ты, Марьюшка! Трое башмаков износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных поистрепала и меня нашла? Поедем же теперь на родину.

Стали они домой собираться, а царица увидела и приказала в трубы трубить, об измене своего мужа оповестить.

Собрались князья да купцы, стали совет держать, как Финиста — ясна сокола наказать.

Тогда Финист — ясный сокол говорит:

— Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает?

Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка. »

Справедливым было решение князей да купцов, рассудили они, что семью нужно создавать по любви, с теми, кто дорог сердцу, кто преодолеет трудности и страхи ради любимого человека. И деталь эта говорит о том, что в спорных ситуациях решения принимали уважаемые обществом люди на общем собрании.

«И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят»

Сказка Финист Ясный Сокол рассказала мне о любви. О долгой и трудной дороге, которую пришлось пройти героине в поиске своего любимого. О том, как преодолевала она свои страхи и училась новому.

Но еще из сказки я узнал о верованиях и обычаях своего народа, об обрядах моих предков. Как они относились к животным. Узнал, что Баба Яга не всегда страшная и злая ведьма, но существо, которое и накормит и научит и поможет в странном и долгом пути за своим счастьем. Я узнал, что не только в Древней Греции существовал пантеон богов, но и у древних славян были и Дажьбог – бог плодородия и солнечного света, и Велес – бог домашних животных, и Морана – богиня зимы и смерти, и творец молний, бог-громовержец Перун.

На некоторые свои вопросы я нашел ответы. Но гораздо больше вопросов остались без ответов, мне еще только предстоит найти их.

Я понял главное: русская народная сказка – это кладезь древней мудрости моего народа, полный глубоких тайн и странных загадок.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)