Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Древние цивилизации Северной Америки

Вопрос, когда именно люди проникли на Американский континент из Евразии остается в настоящий момент дискуссионным. Особенности ДНК роднят индейцев, как с жителями Центральной Азии, так и с жителями Микронезии. Скорее всего, Америка заселялась через Берингов Мост около 25 тыс. лет назад. Позже, через Тихий Океан прибыла вторая волна колонистов. Возможно и иное, - именно Микронезия была заселена выходцами с Анд. Учитывая, что плавание в юго-восточной части Тихого Океана в направлении с Запада на Восток крайне затруднено господствующими ветрами, скорее именно Микронезия заселялась из Америки.

Около 3-х тысяч лет назад на Американском континенте стали появляться первые цивилизации.

Существующие объективные потребности обусловили выбор темы: «Древние цивилизации Северной Америки. ».

В географии население является одной из ведущих тем. На формирование современного населения любой страны большую роль оказывает местное население. Через людей, их образ жизни, занятия, формы расселения, а также через некоторые этнографические особенности – характер жилищ, одежду, нрав и обычаи, а иногда через объяснение происхождения народа и его исторические судьбы легче всего представить современное население.

Цивилизация ольмеков

Самые ранние следы обитания относятся к концу III тыс. до н. э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах.

В конце II тысячелетия до н. э. оседлый образ жизни становится господствующим и появляются церемониальные центры на побережье Мексиканского залива и в районах нагорья. Начинается расцвет культуры Атлантического побережья.

По древнейшему преданию ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.

По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами.

Примерно за 1000 лет до новой эры ольмеки перебираются на территорию современной Мексики. Зачем они пришли туда пока не установлено, но определенно можно сказать, что поиск наихудшего места их целью не был. Либо же они ее не достигли. Место оказалось очень даже ни чего. Этот момент, вероятно, и предопределил особенности развития мексиканских индейцев.

Первые "города" ольмеков чаще теперь скромно называются ритуальными центрами. Они не были центрами ремесла, не служили для защиты и не были даже местом жительства. Город состоял только из культовых сооружений, центральным из которых являлась ступенчатая мезоамериканская пирамида. Сначала пирамиды были совсем невелики, - так, - пригорок, - постамент для идола, но к середине первого тысячелетия до новой эры облицованные камнем пирамиды из сырцового кирпича стали достаточно велики, что бы на их вершине разместился небольшой храм. Вокруг пирамиды уже размещались жилые кварталы. Но размеры городов еще не превышали 5000 жителей, а население их в основном занималось сельским хозяйством.

Мексиканские индейцы практически вовсе не знали металлов и не обзавелись ни каким скотом, кроме индеек, их орудия труда в большинстве были примитивны даже для неолита, но уже в первом веке до новой эры ими был изобретено иероглифическое письмо, а в математике было введено понятие нуля. Храмовое хозяйство явно еще не требовало сложной бухгалтерии, так что назначение этих изобретений не могло быть прикладным. Они требовались только жрецам для вычисления дат астрономических событий и составления хроник. Если в Египте астрономия имело заметное прикладное значение, предсказывая разливы Нила, то в Мексике не были и этого.

В первом веке новой эры Мезоамериканская цивилизация разделилась на северную и южную части. В северную часть отделились племена майя, в южных племенах остались ольмеки. В обеих частях прогресс заметно ускорился, города стали расти и умножаться в числе.

Племена майя были замечательными математиками и астрономами, великолепными строителями и архитекторами. Они умели строить ступенчатые пирамиды, увенчанные храмами, многоэтажные здания, стены которых украшали барельефами и росписями, удивительными по красочности и выразительности. Расцвет культуры майя относится к IV – X векам.

У ольмеков к 6-му веку новой эры появились уже города с населением не в тысячи, а в десятки тысяч жителей. Крупнейший из них – Теотиуакан – насчитывал более 80 тысяч населения. Название Теотиуакан в переводе означает "место, где боги касаются земли". Это место считалось священным и притягивало к себе людей. Именно здесь, согласно легенде в начале времен были рождены боги Солнца и Луны, и был запущен основной закон мира. Город расположился вокруг центральной оси ("Дороги Мёртвых") и был разделён на четыре огромных квартала с общественными зданиями, культовыми сооружениями, рынками, дворцами и жилыми домами. Вся территория Теотиуакана была вымощена гипсовыми плитами. Здания города имели полы из слюды и камня, стены домов покрывались штуком и расписывались сценами из мифов и ритуалов или украшались барельефами.

В городе действовала ирригационная система, и вода из озёр растекалась по разветвленной сети каналов. Жители города занимались земледелием и ремеслом. Они стали широко известны в качестве великолепных гончаров, зодчих и художников. В 7-м веке его население достигло 200 тысяч человек.

Технологии обработки камня достигли предела совершенства, но металлы все еще не были известны. Сюда относится сооружение крупнейших американских пирамид. Они почти сравнялись с египетскими пирамидами по объему, но сооружались по более примитивной технологии и были ниже. К тому же периоду относится и создание каменных голов.

Каменными головами ольмеков являются гигантские базальтовые глыбы весом до 30 тонн и имеющие среднюю окружность около 7 метров и высоту в 2,5 метра. Каждая из голов имеет свое "лицо" с взглядом, устремленным в пространство. На головы надеты каски-шлемы с ремешком на подбородке. Первая такая каменная голова была обнаружена американским археологом Мэтью Стирлингом в 1930-х годах. Он написал тогда в своем отчёте: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы. Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом".

Стирлинг обнаружил ещё и детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эта находка стала сенсацией - считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказалось, что это не так.

Помимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. Любили ольмеки создавать и различные нательные украшения, и самые разнообразные ювелирные изделия. В цене у них было не золото, не серебро и не драгоценные камни, а обсидиан, яшму и нефрит ("солнечный камень") различных оттенков (от снежно-голубого до лазурного и насыщенно-зеленого).

Центральным местом в искусстве у ольмеков занимал персонаж, в облике которого сочетались черты рычащего ягуара и плачущего человеческого ребёнка. Его облик запечатлён как в гигантских базальтовых скульптурах, вес которых нередко достигает нескольких тонн, так и в маленьких резных изделиях.

Рацион питания древних ольмеков был тоже основан на "кукурузной" диете, как и у других народов остальной доколумбовой Америки главной сельскохозяйственной культурой у ольмеков был маис. А основными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство.

В 7-м веке, нашествие варварских племен вызвало временный упадок культуры. Три столетия Мексика переживала кризисный период, однако, в 10- м веке мексиканцы, наконец, получили представление о золоте, серебре и меди. Технологии обработки металлов связаны с появлением в Мексике тольтеков, покорителей майя и ольмеков.

Цивилизация тольтеков

Тольтеки тоже были пришлыми и появились они откуда-то с севера, со стороны, где сейчас находятся мексиканские штаты Халиско и Сакатекас. Однако, откуда точно они пришли никто не знает и только легенды говорят, что "они пришли из глубины равнин, что между скалами".

Устные предания описывают тольтеков как людей высокого роста - "выше, чем теперь" - и очень выносливых: "те, которые могли бежать без устали целый день".

Тольтеки создали свою цивилизацию на руинах цивилизации Теотиуакана. Но достижения тольтеков были незначительны, - мексиканцы не имели представления о рудах и использовали только самородный металл. До 16-го века ими употреблялось преимущественно золото и только для изготовления украшений и ритуальных предметов.

Тольтеки – это цивилизованные чичимеки, овладевшие многими знаниями, ремеслами и искусствами своих культурных предшественников: "И были столь любознательными эти тольтеки, что знали все механические приспособления, и не было им равных во всем - живописи, скульптуре, работе с деревом, каменной кладке, ткачестве, вышивке, изготовлении перьевых уборов. Благодаря собственному уму они научились находить, добывать драгоценные камни, распознавать их качества. Они находили золото, серебро, медь и свинец и олово и изготовляли украшения из этих металлов. Тольтеки были большими знатоками астрологии. Они знали счет и из дней и ночей складывали периоды года. У них был месяц из двадцати дней, которые обозначались знаками. И они знали, какие дни были плохими, а какие - хорошими. Они изобрели искусство объяснения сновидений и были столь мудры, что разбирались в звездах на небесах, обозначали их своими названиями, знали об их влияниях и ведали движения звездного неба. "

Тольтеки были искусными умельцами. Они мастерски делали плюмажи и умели искусно склеивать перья. Из поколения в поколение передавали они искусство составления мозаики из перьев, изобретенное ими самими. Поэтому с давних пор им заказывали щиты и знаки, называемые апанекайотль. Благодаря этому искусству, полученному в наследство, и существовали знаки отличия. Их делали удивительно красивыми, склеивая перья. Мастера умели искусно их располагать и вкладывали в это дело всю свою душу, обращенную к богу. Все, что они делали, было великолепным, замечательным, достойным восхищения. Они были богатыми, поскольку их искусство быстро давало возможность разбогатеть.

Цивилизация тольтеков просуществовала не долго и около 1200-го года была разгромлена новой волной варварских племен, одним из которых были ацтеки. Впрочем, в данном случае разгром был не полным, культура тольтеков ассимилировала варваров прежде, чем они успели истребить ее.

Цивилизация ацтеков

Предполагают, что ацтеки пришли в Центральную Америку из своей легендарной прародины - остров Астлан ("место, где живут цапли", "место цапель"). Точное местонахождение острова неизвестно, однако многие исследователей считают, что он находился где-то в северной части Калифорнийского залива. От слова "Астлан" и произошло название "ацтек" (сами себя они называли "мешики").

Более 200 лет племя ацтеков скиталось в поисках своей новой родины, прежде чем они обосновались на двух островках озера Тескоко.

Многие обитавшие вокруг озера племена встречали их весьма недружелюбно (они их называли "люди без лица") и вели с ними борьбу. Уже в долине Мехико ацтеки были атакованы коалицией прибрежных городов, схвачены в плен и сосланы в качестве рабов в Кулуакан (Кулуа - "место тех, кто имеет предков") - там они стали воинами-наёмниками, впоследствии своей храбростью они заслужили почёт и уважение. Но в 1322 году Кулуакан прогнал их из своих земель, и ацтеки перебрались вглубь озера на болотистые островки. По другой версии, они получают независимость и покидают этот район - Тисапан ("у меловой воды").

В 1325 г. на небольшом островке озера Тескоко ацтеки наяву увидели древнее пророчество, явившееся вождю Теночу, в котором главный бог ацтеков Уицилопочтли предрекал им обосноваться там, где они увидят орла, держащего в когтях змею и сидящего на кактусе. В этот же год и была основана столица будущей империи ацтеков – Теночтитлан, названный в честь легендарного вождя Теноча (отсюда и другое название ацтеков - "теночки"). Есть и другой перевод названия города - "место, где растёт на камне кактус".

Ацтеки обосновались на месте современного Мехико, в пятидесяти километрах от руин Теотиуакана, и быстро стали играть ведущую роль в регионе. К 16-му веку ацтекская столица - Теночтитлан даже превзошла Теотиуакан. Ее население превысило 250 тысяч человек. Теночтитлан был основан на берегу озера, которое в процессе развития поглотил. Весь город, подобно Венеции был пересечен каналами.

Основой мексиканской экономики в этот период оставалось развитое ирригационное земледелие. Суть этого способа хозяйствования в том, что обрабатывается небольшое количество самых удобных для этой цели земель (не самые удобные каменной мотыгой было не обработать), но за счет оросительной системы достигаются высокие урожаи. Таким образом затраты труда собственно на обработку земли оказывались минимальны, но такое земледелие было связано с масштабными строительными работами. Основным видом промышленности было производство обсидиановых орудий, - 60% ремесленников занимались обработкой вулканического стекла.

В Мексике в изобилии имелся обсидиан. Существовало два способа производства изделий из него. Из целого куска обсидиана путем откалывания и шлифовки можно было изготовить нож. Такой нож обладал недостижимой для железа остротой и твердостью режущей кромки, но при столкновении с твердыми частицами крошился, тупился и восстановлению не подлежал. Его нельзя было ронять. В основном такие ножи использовались для ритуальных целей.

Чаще в костяное или деревянное основание по краям вставлялись осколки обсидиана. Кромка выходила зазубренной, что не всегда было удобно. Кроме того, режущие элементы терялись и ломались. Для того, что бы их можно было менять, элементы стандартизировались. Для этого от куска обсидиана откалывалась правильной формы палочка, которая затем раскалывалась поперек. У опытного мастера брак при этом не превышал 95%.

Обсидиан давал очень острые сколы, но, таки, был слишком хрупок. Для изготовления крупных орудий, хотя бы топоров, мексиканцами использовалась яшма, - минерал, уступающий твердостью только алмазу. Яшму можно было обрабатывать практически только шлифовкой, но яшмовый топор служил в десять раз дольше кремневого, а разбить его, - это еще умудриться надо было. Мексиканцы ценили яшму больше, чем бесполезное для них золото. Другие народы каменного века так же использовали яшму, но редко бывали богаты ею.

Хорошим камнем для орудий в Мексике считался и горный хрусталь. Он не давал столь острых сколов, как обсидиан, но был прочнее.

Империя Ацтеков еще в 15-м веке охватила всю центральную Мексику и достигла технического предела роста. Опорными пунктами ацтеков были Теночтитлан и еще два небольших города возле него. Остальную ее территорию заполняли зависимые города-государства, платившие ацтекам дань. Ацтеки не держали постоянного войска и не имели значительных государственных запасов продовольствия. Не имели они и транспорта, хотя дорожная сеть в Мексике была развита достаточно. Поход, начавшись в Теночтитлане, должен был закончиться там же, прежде, чем кончится запас продовольствия, который воин мог нести с собой. Полагаться на снабжение за счет покоренных городов было опрометчиво, а прокорм за счет ограбления сельского населения вынуждал войско рассыпаться мелкими группами. Это тоже было рискованно. Рост империи ацтеков прекратился не потому, что они встретили врага, которого не могли одолеть, но потому, что ацтеки одолели всех, до кого могли добраться.

Знатные ацтеки и свободные крестьяне этого народа получали основательную военную подготовку, совмещенную у ацтеков с всеобщим средним образованием. Это было уникальным качеством общества ацтеков, - испанцы отмечали, что неграмотных среди этого народа не было, даже среди женщин. Правда, к "народу" не относились рабы и безземельные крестьяне, но их в сумме было менее половины населения. Массовой грамотности способствовало наличие у ацтеков дешевой бумаги из пальмовых листьев.

Слабостью ацтекских воинов была крайняя степень суеверности. Ацтеки боялись темноты, а так же всего, чего не могли понять, например кавалерии.

Несмотря даже на то, что сооружать арки ацтеки не умели, они преуспели в архитектуре, - испанцам рассеченный каналами Теночтитлан казался чудом света, а храмы и дворцы они характеризовали, как "вызывающие восхищение". Вода подавалась в город по гигантскому терракотовому акведуку с ближайших гор. Дворец императора имел собственный зоопарк. В целом, если мрачные громады Теотиуакана вызывали гнетущее впечатление (главная улица Теотиуакана после его раскопок была названа Дорогой Мертвых), то Теночтитлан казался белоснежным и воздушным. Мексиканцы имели склонность к искусствам и отвлеченным наукам. Ацтеки имели достаточно зрелую литературу, а сочинение стихов и загадок считали делом государственного значения.

Впрочем, главнейшим интересом ацтеков были не искусства, и даже не война, а пытки и убийства. Вся политика ацтеков была направлена на удовлетворение этой страсти, - целью войн считался захват пленных, но не для обращения в рабство, а для принесения в жертву. Покоренные города платили ацтекам дань не золотом, не зерном, - ацтеки не искали материальных благ, - а людьми, которых ацтеки могли бы принести в жертву свои богам. Рабов ацтекам тоже не было нужно, хотя рабство и существовало в их государстве, - развитие производительных сил было недостаточно, чтобы из эксплуатации рабов можно было извлечь пользу. Называлось такая дань "цветочными войнами", - ацтеки любили красивые названия, - отправленные в качестве дани люди как бы изображали вражескую армию, которую ацтеки как бы брали в плен. Заодно и маневры проводились.

Ацтек, не принесший в жертву ни одного пленника, считался несовершеннолетним, и жениться не мог. В жертву приносилось порядка 10-20 тысяч человек в год. Это если не было настоящей войны или какого-нибудь особенного праздника.

Ацтеки умели строить полностью гребные корабли и ходили на них по морю. Колумб, высадившись на Багамах, узнал от местных индейцев, что эти острова периодически посещаются какими-то головорезами с мечами, охотящимися за людьми.

Падение империи ацтеков

В начале 16-го века во власти империи находилась уже огромная территория с разнообразными богатыми природными ресурсами от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы: засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герерро, прибрежные районы Мексиканского залива, тихоокеанские горные хребты.

К этому времени Теночтитлан ацтеков превратился в один из крупнейших городов мира с населением в 150-200 тысяч человек и стал огромным торговым центром с большим рынком в городе-спутнике Тлателолько, где в торговый день собиралось до 25 тысяч человек. Вторым по величине городом империи был Тескоко с населением в 30 тысяч человек. Во многих других городах проживало по 10-25 тысяч человек.

У власти находился Монтесума II. В течение его правления в состав страны были включены многочисленные анклавы, в результате территория ацтеков охватила всю центральную Мексику, включая штаты Веракрус, Идальго, Пуэбла, Мехико, Морелос и частично Герреро, Оахаку и Чьяпас. В Теночтитлане был построен особый храм, где находились статуи всех богов покоренных племен.

В 1519 году началась экспедиция Эрнандо Кортеса. Он отплыл с Кубы 18 февраля с 11 кораблями, на борту которых было 508 солдатов, 16 лошадей и несколько пушек. Сначала он приплыл с 10 кораблями к о. Косумель. Затем он обогнул п-ов Юкатан и приплыл к мексиканскому побережью, где основал город Веракрус.

После прибытия испанцев, ацтекскому императору принесли донесение: "Боги вернулись. Их копья извергают пламя. У их воинов по две головы и по шесть ног и они живут в плавающих домах".

Монтесума ожидал исполнения древнего пророчества о возвращении Кетцалькоатля в год Се Акатль (год тростникового прута), который соответствовал 1519 году. За десять лет до этого события в ацтекской империи было 8 предзнаменований о грядущей беде:

- Каждую ночь в течение года пламя появлялось в восточной части неба.

- По необъяснённой причине, сгорел храм Уицилопочтли в Тлакатеккане.

- Молния ударила в храм Шиутекутли в Цонмолько.

- Однажды днём появилась комета, развалившаяся на три части.

- Вода в озере Тескоко взбурлила и разрушила окружающие дома.

- Однажды ночью был услышан голос плачущей женщины: "Мои дорогие дети, мы должны идти! Куда мне вести вас?" (Флорентийский кодекс).

- Одним рыболовом была поймана цапля, с хохолком в виде зеркала, в котором Монтесума увидел небеса и армию, скачущую на животных подобных оленям.

- Были найдены люди с двумя головами и одним туловищем, которые загадочным образом потом исчезли.

Во время пребывания на побережье Мексиканского залива, Кортес не раз вступал в стычки с местными племенами, но сила оружия индейцев была не сопоставима с европейским - порох делал своё дело. Между тем Монтесума получал донесения, в которых говорилось, что белые люди стреляют молниями и облачены в доспехи, сделанные из серебра и камня, и их невозможно победить в открытом бою. Чтобы как-то умилостивить "богов" Монтесума присылает Кортесу различные дары, среди которых было и 20 рабов женщин. Кортес отбирает среди рабынь себе женщину по имени Малинче (по-индейски её имя означало "неудача и раздор"), которая в дальнейшем становится его переводчиком (быстро изучив испанский язык) и любовницей. Испанцы сразу окрестили её Мариной, а индейцы называли её Ла Малинче, что означает "предательница". С её помощью Кортес узнал, что империя ацтеков это колосс на глиняных ногах, что множество племён присоединятся к нему если он поведёт их против ненавистных им ацтеков и что император Монтесума живёт за горами в большом, красивом и очень богатом городе Теночтитлане.

Но если и племена готовы были пойти против Теночтитлана, то испанцы нет. Постоянные стычки сделали своё дело - хлеб, бекон и соль были на исходе; воины устали носить тяжёлые доспехи и многие боялись замёрзнуть в горах, а также огромной ацтекской армии. Однако Кортес не собирался возвращаться с пустыми руками и жажда лёгкой и быстрой наживы, а также ораторские способности лидера испанцев, убедили всех двинуться походом на Теночтитлан.

16 августа 1519 года испанцы начали свой марш на столицу ацтекской империи, которая лежала приблизительно в 450 километрах к западу. По пути к ним присоединились несколько тысяч индейцев.

8 ноября 1519 г. испанцы вступили в Теночтитлан, а Монтесума приветствовал их: "Добро пожаловать, мы ждали Вас. Это Ваш дом". Он ждал Бога, Кетцалькоатля. Но пришли не боги.

В последующие недели император ацтеков обнаружил, что он на самом деле стал заложником, а испанцы стали разрушать все святыни индейцев и ставить вместо них христианские алтари. Потом индейцы всё больше и больше убеждались, что выдаваемые себя за богов испанцы являлись на самом деле не менее кровожадными и алчными на золото людьми. Росло недовольство действиями Монтесума, по-прежнему поддерживающего белых пришельцев. Однажды его вывели на крышу, чтобы он утихомирил разбушевавшуюся толпу, но его закидали камнями, от ранения которых он умер через три дня (по версии испанцев, но есть и другие версии, в которых говорится, что испанцы сами убили императора перед своим бегством из города).

После Монтесумы на недолгое время императором стал его брат Куитлаулак (1520-1520). Вскоре под натиском огромного количества бесчинствующих толп ацтеков, Кортес с войском был вынужден покинуть город. В этот же год последним верховным правителем-тлатоани империи ацтеков становится Куаутемок из Тлателолько ("Спускающийся (падающий) орёл" - 1520-1521). В тот год ему исполнилось 18 лет.

Сбежавший из города Кортес не намерен был сдаваться. Построив корабли, он поместил на них всех своих людей и, уповая на удачу, порох, лошадей и железо, повёл своё войско на штурм Теночтитлана.

13 августа 1521 года испанцы захватили Теночтитлан вместе с последним тлатоани Куаутемоком и рядом его верховных советников. Впоследствии Теночтитлан был полностью разграблен и разрушен, Куаутемок был казнён (в 1525 году), а империя ацтеков была полностью покорена испанцами.

В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

- Примерно за 1000 лет до новой эры на территории современной Мексики появляются племена ольмеков. Племена ольмеков занимались земледелием и ремеслом. Они стали широко известны в качестве великолепных гончаров, зодчих и художников. В 7-м веке, нашествие варварских племен вызвало временный упадок культуры. Ольмеки оказались покоренными тольтеками.

- Тольтеки создали свою цивилизацию на руинах цивилизации Теотиуакана. Но достижения тольтеков были незначительны. Цивилизация тольтеков просуществовала не долго и около 1200-го года была разгромлена новой волной варварских племен, одним из которых были ацтеки.

- Ацтеки обосновались на месте современного Мехико, в пятидесяти километрах от руин Теотиуакана, и быстро стали играть ведущую роль в регионе. Империя Ацтеков еще в 15-м веке охватила всю центральную Мексику и достигла технического предела роста.

- В 1519 году испанцы начали свой марш на столицу ацтекской империи. В 1521 году испанцы захватили Теночтитлан. Впоследствии Теночтитлан был полностью разграблен и разрушен, а империя ацтеков была полностью покорена испанцами.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)